Энергия Сочи для курортного сезона
назад к списку
19 мая, 2015

В преддверии курортного сезона первый заместитель генерального директора - директор филиала ОАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети Эдгар Армаганян дал интервью «Народной газете Сочи» о готовности электросетевого комплекса к летнему пику нагрузок.

Сочи - на пороге курортного сезона. Он обещает быть жарким в прямом и переносном смысле: ожидается большой поток туристов. Насколько готова к нагрузкам базовая отрасль коммунальной сферы - энергетика?
На вопросы нашего корреспондента отвечает первый заместитель генерального директора - директор филиала ОАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети Эдгар Армаганян.

– Мы готовы обеспечить надежное электроснабжение курорта в самый высокий сезон. В рамках олимпийской программы в Сочи фактически была создана новая электросетевая инфраструктура. Напомню некоторые цифры – они того стоят! Кубаньэнерго в Сочи построило и модернизировало 16 энергообъектов, в том числе 5 подстанций 110 кВ, около 200 километров линий класса напряжения 110 кВ и более 700 км линий распределительной сети, реконструировало (фактически построив заново) около 450 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Первый важнейший экзамен новые объекты «Кубаньэнерго» выдержали во время зимних Игр: ни одного сбоя электроснабжения олимпийских объектов зафиксировано не было, городская сеть также прошла этот период безаварийно. Время подтвердило: новые объекты надежны в работе. Аварийные отключения электроэнергии ушли в прошлое. Количество локальных технологических нарушений в городских сетях сократилось более чем в 10 раз, ликвидируются они очень быстро. При этом качество электроснабжения соответствует установленным стандартам. Сейчас мы работаем, чтобы сохранить достигнутый уровень надежности. И не имеем права снизить градус ответственности.

– Олимпиада закончилась. А модернизация электрических сетей? 
– Модернизация объектов Кубаньэнерго продолжается – теперь уже в рамках собственной инвестиционной Программы компании. Она, к примеру, предусматривает реконструкцию таких крупных объектов, как подстанции 110 кВ «Альпийская», «Адлер», «Кудепста» и других, прокладку новых линий электропередачи, в том числе и в отдаленных поселках Лазаревского, Адлерского районов и другие мероприятия. Проводится и ремонтная программа.

– Развитие курорта продолжается. Некоторые представители традиционного для нас малого и среднего бизнеса обеспокоены: хватит ли на всех электроэнергии? 
– Безусловно. Полученный резерв мощности позволил присоединять новых потребителей. В частности, создавать благоприятные условия для развития предпринимательства. Кубаньэнерго постоянно ведет работу по сокращению сроков по подключению к электрическим сетям объектов малого и среднего бизнеса. Получить технические условия и проект договора технологического присоединения заявители с электроустановками мощностью до 150 кВт могут в течение 15 дней с момента подачи заявки. Процедура технологического присоединения для заявителей этой категории занимает не более 6 месяцев.
В 2014 году заключено более 400 договоров с заявителями от 15 до 150 кВ на общую мощность 35,99 МВт, в первом квартале 2015 года – более 50 договоров на общую мощность 2,5 МВт.

– На фоне стабильной ситуации с электроснабжением к нам все-таки поступают звонки от жителей насчет низкого напряжения. Чаще всего – из садоводческих товариществ. В чем причина? 

– К сожалению, существует ряд проблем, сдерживающих развитие электросетевой инфраструктуры. Для их решения недостаточно инициативы и собственных ресурсов сотрудников Сочинских электросетей. Прежде всего это бесхозные сети и незаконное потребление электроэнергии.

– То есть не все объекты принадлежат Кубаньэнерго? 
– Большая часть распределительных сетей (64%) находится на балансе Сочинского филиала компании, 31% принадлежат иным владельцам и 5% объектов остаются бесхозными. Именно с ними и связана большая часть жалоб. Чаще всего потребительские сети не обеспечены оперативным и ремонтным персоналом или он вообще отсутствует. А персонал «Кубаньэнерго» не имеет права проводить ремонтные работы в абонентских и бесхозных сетях. Поэтому сроки ликвидации технологических нарушений на таких объектах затягиваются. Кроме того, они являются источниками постоянной опасности!

– И что же делать с такими нерадивыми хозяевами? 
– Что касается абонентских сетей, то по закону владельцы обязаны осуществлять их надежную эксплуатацию и ремонт либо заключать договоры с Сочинскими электрическими сетями на проведение техобслуживания. На сегодняшний день подобных договоров крайне мало. Необходимо вмешательство правоохранительных органов, чтобы в судебном порядке понудить собственника содержать свои энергообъекты в должном состоянии либо передать их в муниципальную собственность.

– А с бесхозными сетями как быть? 
– Мы готовы принять их в зону своей ответственности. Однако здесь без взаимодействия с городскими властями не обойтись. По закону муниципалитет должен самостоятельно провести инвентаризацию данного оборудования, затем включить его в реестр муниципальной собственности и привести в соответствие с требованиями нормативно-технической документации. И только потом, когда данное имущество станет муниципальной собственностью, можно распоряжаться им, передавая в собственность, в пользование либо на техническое обслуживание энергокомпаниям. Жителям, которые сталкиваются с неудобствами из-за наличия бесхозных сетей, нужно обращаться в районные администрации для того, чтобы они включали это оборудование в реестр муниципальной собственности.

– Кубаньэнерго взаимодействует с администрацией для решения этого вопроса? 
– Конечно. Например, в феврале мы инициировали рабочую встречу руководства Сочинского филиала, представителей администрации, Городского Собрания Сочи, прокуратуры для обсуждения данной темы.
Участники круглого стола пришли к выводу: сложившаяся в городе ситуация с бесхозными и находящимися в неудовлетворительном состоянии абонентскими сетями требует срочного вмешательства. Было решено создать при администрации города рабочую группу с привлечением представителей прокуратуры, Ростехнадзора и «Кубаньэнерго». Ее задача – ускорение процесса консолидации бесхозных сетей и понуждение собственников электроустановок обеспечивать их качественную эксплуатацию и ремонт либо передавать объекты в муниципальную собственность.

– Меня всегда удивляло: почему человек, который наверняка постесняется украсть булку хлеба в магазине, может годами не платить за электричество? Что такое незаконное потребление электроэнергии? 

– Фактически это воровство электроэнергии у добросовестных абонентов. Незаконным является любое потребление электроэнергии без договора с гарантирующим поставщиком – энергосбытовой компанией. Один из распространенных примеров – самовольное подключение к электрическим сетям. Забирая часть мощности и увеличивая нагрузку на сеть, незаконные подключения влекут за собой снижение надежности и качества электроснабжения. В соответствии с действующим законодательством сетевая организация обязана незамедлительно отключить объект, самовольно подключенный к электрической сети. 
Хищение электроэнергии преследуется по закону: всем незаконным потребителям приходится оплачивать причиненный ими ущерб сетевой компании. А также нести административную, а иногда и уголовную ответственность. И напомню: незаконные подключения могут стать причиной несчастного случая с самими нарушителями!

– Насколько известно, энергетики не хотят мириться с такой ситуацией? 
– Специалисты Сочинского филиала «Кубаньэнерго» ведут постоянную работу по выявлению и пресечению фактов несанкционированного потребления электроэнергии. Так, в прошлом году в ходе проверок и рейдов выявлено около 500 подобных случаев, удалось взыскать порядка 40 млн рублей ущерба. Кроме того, вынесены положительные судебные решения на погашение порядка 140 млн рублей. По выявленным фактам бездоговорного потребления электроэнергии сотрудники органов внутренних дел составили десятки протоколов об административном правонарушении. Теперь нарушителям, кроме необходимости возместить ущерб сетевой компании, грозит административное наказание в виде штрафа – до 80 тысяч рублей (на юридических лиц). Все незаконные потребители должны понимать: энерговоровство преследуется по закону. 
Мы также ведем большую работу по профилактике бездоговорного потребления – не только информационными, но и техническими средствами. В частности, снизить потери в сетях помогают современные многофункциональные приборы учета электроэнергии.

– Это правда, что такой счетчик сочинцы могут получить совершенно бесплатно? 

– Да, сейчас специалисты Сочинского филиала «Кубаньэнерго» завершают на курорте первый этап установки многофункциональных приборов учета «РиМ». Их бесплатно устанавливают всем потребителям электроэнергии, непосредственно присоединенным к электрическим сетям Сочинского филиала. Это не только частные дома, но и магазины, предприятия малого и среднего бизнеса, организации. Уже установлено более полутора тысяч «умных счетчиков» в Дагомысе и в поселке Вардане, работы продолжаются. Напомню, ранее в Центральном и Адлерском районах города мы применяли аналогичные устройства «Матрица» – в общей сложности в Сочи более 10 тысяч «умных счетчиков». 
Прибор учета «РиМ» – это фактически небольшой компьютер, который не просто считает киловатт-часы, но и имеет несколько дополнительных функций. Главное для потребителя, что он поможет экономить электроэнергию. Новые счетчики можно запрограммировать на многотарифный учет и ночью платить за электроэнергию гораздо дешевле, чем днем. На это время можно перенести работу энергоемких приборов. Например, поставить на ночь стиральную машину, включить теплый пол, кондиционер. Кроме того, приборы «умного учета» могут предотвратить пожар, связанный с коротким замыканием в проводке. Система находит так называемые «токи утечки» и отключает электричество, когда они появляются. Новые счетчики также защитят приборы от перепадов напряжения в сети. Прибор следит за показателями качества электроэнергии, и если они выходят за пределы нормы, то он автоматически отключит дом, а после восстановления нормального режима опять включит. Очень удобно, что показания со счетчика снимаются дистанционно, что избавляет от визитов контролеров. 
Совершенствование учета позволяет предупредить хищение электроэнергии, соответственно – улучшить качество и надежность электроснабжения. Добросовестные абоненты получают лишь преимущества.

– Некоторые опасаются, что теперь энергетики смогут дистанционно ограничивать подачу электроэнергии... 
– Эти опасения абсолютно беспочвенны. Сетевая организация не планирует вводить ограничение мощности потребителям, использующим электроэнергию для бытовых целей. Да и необходимости в этом нет: Сочи теперь обеспечен достаточными запасами мощности. 
Я хочу подчеркнуть: интересы потребителей для нас всегда на первом месте. Главная задача Сочинского филиала «Кубаньэнерго» – обеспечить надежное, стабильное и качественное электроснабжение жителей и гостей курорта. В том числе – во время курортного сезона!

Источник: «Народная газета Сочи»

http://www.ngsochi.com/interview/1377-edgar-armaganyan-energiya-dlya-sezona.html

Вернуться в раздел
Пресс-центр