Юбилеи плана ГОЭЛРО

22 декабря кубанские энергетики отмечают свой профессиональный праздник. В 2015 году День энергетика совпал с 95-летием принятия плана ГОЭЛРО, превратившего Россию в современную энергетическую державу.

ГОЭЛРО – Государственный план электрификации России. Был принят 22 декабря 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов. Главным идеологом плана стал В. Ленин. Комиссию по электрификации России возглавил ученый Г. Кржижановский, который привлек для работы более 240 крупнейших специалистов. План, рассчитанный на 10-15 лет, предусматривал строительство 30 новых электростанций общей мощностью 1,7 миллионов киловатт. Для сравнения: мощность крупных станций в России в дореволюционное время составляла 150 тысяч киловатт.

План ГОЭЛРО положил начало бурного развития советской энергетики. С его принятием началось также развитие отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Задачи плана ГОЭЛРО по электрификации страны были успешно выполнены уже к 1931 году.  К 1935 году план был перевыполнен. Всего было построено 43 электростанции общей мощностью  4,5 миллиона киловатт. Россия располагала мощной разветвленной сетью высоковольтных линий электропередачи. В 1935 году Советский Союз по производству электроэнергии вышел на третье место в мире.

 

10 фактов из истории электрификации Кубани

 В 1920 году одновременно с внедрением в жизнь положений плана ГОЭЛРО, на Кубани была создана Межведомственная комиссия по электрификации. Она разработала ориентировочный план электрификации Кубани. Эту работу продолжил с апреля 1921 года, созданный вместо комиссии самостоятельный Электроотдел.

Согласно переписи 1920 года, из 378 электротехников Кубани и Черноморья досоветского времени в переписных листах города Новороссийска упоминалась одна женщина. Возможно, она была и единственной женщиной-электротехником в Кубано-Черноморской области.

До 1920 года на Кубани и в Черноморье насчитывалось более 350 электроустановок суммарной мощностью свыше 13,7 тысяч киловатт. Они  обеспечивали электроэнергией более 106 тысяч осветительных ламп и 620 электромоторов. Наиболее крупная установка была в Новороссийске на Черноморском государственном цементном заводе (3,6 киловатт).

1 мая 1927 года в соответствии с планом электрификации СССР состоялась закладка фундамента Новороссийской РЭС – первой крупной тепловой станции на Кубани. В апреле 1930 года была сдана в эксплуатацию первая очередь НовоРЭС. Газета «Пролетарий Черноморья» писала: «Привет коллективу строителей НовоРЭСа!».

8 ноября 1927 года в Краснодаре торжественно заложен первый камень фундамента новой электростанции имени Октябрьской революции. Электростанция, оборудованная отечественными турбинами,  дала первый ток 1 мая 1931 года. Первая очередь Краснодарской РЭС мощностью 5 тысяч киловатт была пущена в июле того же года.

6 ноября 1927 года состоялась закладка новой электростанции в Армавире. Ее строило акционерное общество «Армавирская электростанция». В феврале 1929 года первая очередь станции была сдана в эксплуатацию. Электростанция также обеспечивала электроэнергией близлежащие сельские районы.

В 1927 году вошла в строй дизельная электростанция в Майкопе мощностью 540 киловатт. На электростанции были установлены три двигателя завода «Русский двигатель» общей мощностью 1000 лошадиных сил. В 1940 году был установлен четвертый двигатель мощностью 900 лошадиных сил, и вырабатываемая мощность электростанции составила 800 киловатт.

В Новороссийске для электроснабжения цементных заводов «Победа Октября» и «Первомайский» в 1933 году от электростанции НовоРЭС построили линию напряжением 35 киловольт. НовоРЭС обеспечивала электроэнергией цементную промышленность, городской элеватор, холодильный комбинат, железнодорожную станцию, морской порт, а также Анапский и Крымский районы.

В 1930 году в Сочи построена первая дизельная станция с тремя дизель-генераторами мощностью по 240 киловатт каждый, возведены распределительные электрические сети и несколько трансформаторных пунктов 6/04 киловольт.

На электростанции в Туапсе были установлены паровые турбины не специальной постройки, а демонтированные с боевого корабля – эскадренного миноносца «Керчь». Эти турбины были подняты с затопленного миноносца в 1932 году, который пролежал на дне Черного моря возле Туапсе с 1918 года со времен Гражданской войны.

 

Кубанская энергосистема

Компания «Кубаньэнерго» была создана в марте 1944 года. После правительственного постановления в одну систему были объединены все электростанции, энергетические установки и линии электропередач, находившиеся на территории Краснодарского края и Республики Адыгея. Вначале предприятие называлось «Краснодарэнерго», а с 1991 года оно носит нынешнее название – компания «Кубаньэнерго». Впрочем, и до такого знаменательного преобразования энергетика этого уголка России развивалась уже много лет, и трудовой путь такого развития был отмечен многими яркими событиями.

Как известно, в Санкт-Петербурге первая российская электростанция общего пользования появилась в 1883 году. Спустя всего семь лет заработала первая электроустановка и на кубанской земле. Ее смонтировали на мельнице казака Ивана Волочаева в станице Федоровской близ Абинска. Отставание от столицы оказалось совсем небольшим! Зато на Кубани вскоре появился и собственный повод для гордости. В 1893 году в Новороссийске вступила в строй первая в мире промышленная установка трехфазного переменного тока. Это произошло на знаменитом элеваторе Владикавказской железной дороги, который по своим размерам уступал только элеватору американского города Чикаго. Все генераторы и двигатели трехфазного тока для новороссийской электростанции по чертежам швейцарской фирмы «Броуи-Бовери» были изготовлены рабочими местных железнодорожных механических мастерских. Руководил работами инженер Александр Шенснович. Благодаря применению электричества, производительность труда на Новороссийском элеваторе возросла буквально до небес – за один час грузчики могли загрузить на борт торгового судна до 12 тысяч пудов зерна. По тем временам – производственный рекорд!

Кубанская столица была одним из первых городов России, где электричество стало применяться в бытовых целях. В 1893-1894 годах фирмой купца первой гильдии Курта Зигеля в Екатеринодаре была проведена полная модернизация всего инженерного хозяйства. В результате этого начиная с 4 октября 1894 года вся улица Красная стала освещаться не керосиновыми, а электрическими фонарями. Пару месяцев спустя в городе заработала и водоэлектрическая станция, екатеринодарцы получили в свое распоряжение новейший по тем временам водопровод. В 1897 году в Екатеринодаре было уже 36 абонентов электрической станции. Яркие электрические лампочки по вечерам вспыхивали во Дворце наказного атамана Кубанского войска, в зданиях Азово-Черноморского коммерческого банка, Мариинского женского училища, городского театра, в девяти крупнейших магазинах. Тогда в городе насчитывалось всего 899 лампочек, но с чего-то ведь надо было начинать! А вскоре произошло еще одно очень важное событие в энергетической сфере . Утром 10 декабря 1900 года в Екатеринодаре появился первый трамвай, к тому времени длинная линия трамвайных рельсов была проложена вдоль центральной улицы кубанской столицы.

Благодаря бурному развитию промышленности и сельского хозяйства в начале ХХ века началось применение электротехнических приспособлений по всей территории Кубани и Адыгеи. В 1908 году братья Григорий и Сергей Кургузовы пустили в ход энергетическую установку на маслозаводе в Абинске. В 1909 году в Сочи принял первых гостей первоклассный курортный комплекс «Кавказская Ривьера», освещавшийся с помощью собственной электростанции. В 1910 году новенькие динамо-машины появились на мельнице в Анапе. Не смогли остановить технического прогресса Первая мировая и гражданская войны, в далеком от фронта Темрюке в 1918 году был электрифицирован мукомольный цех. Блестящий менеджерский прием был применен в только что получившем свое новое название городе Краснодаре в период избавления города от послевоенной разрухи. Здесь 1 декабря 1921 года городской водопровод, локальные электроустановки и трамвайный парк были объединены в общий трест «Водэлтрам» и благодаря высокорентабельному трамваю удалось спасти от разорения городскую электросеть и водопровод.

В декабре 1920 года был принят знаменитый план ГОЭЛРО, предусматривающий ускоренное развитие народного хозяйства страны на основе электрификации. В соответствии с этим планом в 30-е годы ХХ века за счет государственного финансирования были построены две крупных электростанции – Краснодарская РЭС и Новороссийская РЭС. Мощность каждой из них составляла по 20 мВт. За счет местных бюджетов были созданы дизельные электростанции меньшей мощности в Армавире, Ейске, Кропоткине, Майкопе, Сочи, Тихорецке и Туапсе. Тогда же началась активная электрификация сельских районов и строительство высоковольтных линий электропередачи.

Самые страшные испытания выпали на долю энергетики Кубани и Адыгеи в годы Великой Отечественной войны. Знойным летом 1942 года фашистские войска ворвались на территорию Краснодарского края. Электростанция Армавира была разбита во время бомбардировки фашистской авиацией. При отступлении советских войск были взорваны энергетические объекты в Ейске, Кропоткине, Майкопе, Тихорецке. Перед вступлением фашистов в Краснодар была выведена из строя Краснодарская РЭС. Очень тяжелая судьба выпала на долю Новороссийской РЭС, которая оказалась в буквальном смысле слова на линии фронта. Во время боев ее разбили до самого основания. Но кроме этого, в сводках военных лет сохранилось сообщение и об одном необычном случае, произошедшем в Туапсе. В декабре 1942 года группа электриков в течение нескольких дней собирала по развалинам домов уцелевшие при бомбежках лампочки. Электрики готовили людям сюрприз! Когда в полночь на 1 января 1943 года на Спасской башне Кремля ударили куранты, на главной площади осажденного и погруженного во тьму Туапсе вдруг вспыхнула яркими красками новогодняя елка! Это был символ не только для защитников города, но и для всего нашего народа. Мы сумели выстоять в яростной схватке, и дальше будем гнать врагов с нашей земли, - говорили люди. Освещенная ярким светом новогодняя елка в разбитом, но не сдавшемся городе стала символом будущей Победы!

Создание в 1944 году единой компании «Кубаньэнерго» позволило в очень сжатые сроки возобновить деятельность всех энергетических объектов и высоковольтных линий электропередачи в Краснодарском крае и Республике Адыгея. Началось строительство новых объектов и новых высоковольтных линий. В 1950 году в Краснодаре появилась возможность начать троллейбусное движение. Вскоре после этого начался перевод на электрическую тягу основных железнодорожных магистралей Кубани и Адыгеи. Затем, в 1963 году объединению «Краснодарэнерго» были переданы все разрозненные сельские электрические сети. Мощными линиями электропередачи Краснодарская энергосистема была связана с энергосистемами Ростовской области и Ставропольского края.

Масштабные реформы были проведены в энергетической отрасти России в 2005 – 2006 годах. Тогда из состава компании «Кубаньэнерго» выделилось несколько самостоятельных предприятий и организаций. После этого основным видом деятельности компании «Кубаньэнерго» стала передача и распределение электроэнергии по электрическим сетям напряжением 110 кВ и ниже. В состав компании кроме исполнительного аппарата вошли Адыгейские электрические сети, Армавирские электрические сети, Краснодарские электрические сети, Лабинские электрические сети, Ленинградские электрические сети, Славянские электрические сети, Тимашевские электрические сети, Усть-Лабинские электрические сети, Юго-Западные электрические сети. Общая протяженность линий электропередачи компании «Кубаньэнерго» достигла 89,1 тысячи километров, площадь обслуживаемой территории – 76 тысяч квадратных километров, на которой проживает более 5,5 миллиона человек.

Мощная энергетическая компания «Кубаньэнерго» была готова к реализации серьезнейших проектов государственного значения. Важнейшим из них стал проект модернизации распределительных электрических сетей города Сочи во время подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года.

На снимке: Электростанция в Армавире была одной из первых кубанских электростанций. Фото из архива компании «Кубаньэнерго».

 

Краснодарские электрические сети

Город Краснодар, несомненно, является одни из красивейших городов России! Тенистые скверы, утопающие в зелени улицы, старинные дома необычной архитектуры. И современные городские кварталы, отличающиеся строгими формами жилых зданий. После выхода в свет прекрасного романа Виктора Лихоносова к городу Краснодару навсегда приклеилось чудесное и романтичное определение - «Мой маленький Париж».

Город на берегу реки Кубани был основан в 1793 году в качестве столицы Кубанского казачьего войска. Его создание тесно связано с именами российской императрицы Екатерины Великой, знаменитого русского полководца Александра Суворова, первого кубанского атамана Захария Чепеги. Со второй половины ХIХ века город начал бурно развиваться, превращаться в крупный промышленный центр. В 1891 году здесь вспыхнули первые электрические лампочки, тогда свет появился в здании городской больницы на пересечении улиц Красной и Длинной.

Прекрасны окрестности Краснодара, относящиеся как к Республике Адыгея, так и к Краснодарскому краю. Неподалеку расположен город Адыгейск, возникший во время строительства Кубанского водохранилища. В 1969 году именно здесь получали новые квартиры переселенцы из зоны затопления. Миллионам граждан нашей страны хорошо известен курорт Горячий Ключ с его знаменитыми целебными водами. Словно приносящей счастье подковой охватывает Краснодар с севера территория Динского района. Красив Северский район, в горах которого когда-то скрывался адыгский герой Кизбич, ставший прототипом Казбича из знаменитой повести Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». В честь выросшего в этих местах основателя адыгской литературы Цуга Теучежа получил свое название Теучежский район, а Тахтамукайский район гордится своим древним курганом Саусэрыкъо, так звали богатыря великого эпоса «Нарты».

На этой территории, общие размеры которой превышают семь тысяч квадратных километров, расположено множество промышленных предприятий, крестьянских хозяйств, социальных, учебных, культурных учреждений, жилых микрорайонов. И всем для нормальной жизни и работы требуется энергия! Ее передачей и распределением, строительством новых энергетических объектов, технологическим присоединением потребителей занимаются специалисты Краснодарских электрических сетей компании «Кубаньэнерго». Они обслуживают 87 подстанций 35-110 кВ, почти две тысячи трансформаторных подстанций, более семи тысяч километров линий электропередачи. За последние пять лет годовой объем передаваемой энергии по сетям Краснодарских электрических сетей увеличился на 83 процента и составляет 5,6 млрд кВт*ч.

Столица Краснодарского края и окружающие ее населенные пункты активно развиваются. Это постоянно выдвигает перед энергетиками новые задачи. В недавнем прошлом здесь уже были построены новые подстанции «Аэропорт», «Военгородок» и «Шапсуг», проложены ведущие к ним линии электропередачи. После введения в эксплуатацию подстанции «Набережная» в Краснодаре появилась возможность построить целый микрорайон высотных домов на улице Кубанская набережная. В ближайшее время начнется реконструкция подстанции «Центральная» с установкой на ней двух трансформаторов мощностью 40 МВА. Такая реконструкция позволит ликвидировать дефицит электрической мощности в центральной части кубанской столицы. В северной части Краснодара планируется строительство подстанций «Ангарская», «Пригородная» и «Российская», это позволит обеспечить надежную поставку электроэнергии в микрорайон Московский и пригородные поселки Березовый, Калинино и Российский.

Для развития промышленной зоны краевой столицы намечено строительство в северо-восточной части города подстанции «Плодородная». Сотрудники Краснодарских электрических сетей компании Кубаньэнерго планируют построить в Тахтамукайском районе подстанцию «Яблоновская» и соединить ее воздушной линией электропередачи с подстанцией «Мост». Благодаря этому улучшится снабжение электроэнергией поселка Яблоновка и краснодарских улиц Каляева, Северной, Чапапева и Чкалова. Уже заложены фундаменты для силовых трансформаторов на будущей подстанции «Адыгейская».

Среди работников Краснодарских электрических сетей компании Кубаньэнерго немало людей, чей добросовестный и многолетний труд не раз отмечался высокими правительственными и отраслевыми наградами. Высокого звания «Почетный энергетик Российской Федерации» удостоены Александр Дыкань, Владимир Королев, Леонид Скульский, Сергей Суворов, а Виктор Кузнецов награжден Орденом Трудовой славы 3-й степени.

Ну а кто придет на смену специалистам Кубаньэнерго, которые сегодня несут трудовую вахту на энергетических объектах Краснодара и его окрестностей? Между компанией Кубаньэнерго и Краснодарским техническим колледжем недавно было подписано соглашение о сотрудничестве, после чего в колледже был создан ресурсный центр «Энергия». Благодаря кубанским энергетикам на территории колледжа появился новый учебный полигон, где ребята готовятся к настоящей работе в энергетической сфере – ведут высотный монтаж линий электропередачи промышленных и гражданских объектов. На полигоне также расположены комплексная трансформаторная подстанция и две линии электропередачи. В современных лабораториях установлено новейшее мультимедийное оборудование, экспериментальные стенды, на которых можно проводить более 30 различных опытов. Так что будущее кубанской энергетики обеспечено очень надежно, из сегодняшних студентов завтра наверняка вырастут классные мастера.

Очень красивую картину можно увидеть вечером из поезда, отбывающего с железнодорожной станции «Краснодар-I». Вначале – залитые светом широкие проспекты краевого центра и цветные неоновые вывески торговых центров. Затем фонарики уютных парков и скверов. Потом – разбегающиеся вдаль по бескрайней степи огоньки пригородных станиц и хуторов. Все вместе это и есть огни «Маленького Парижа», свет которых так бережно сохраняют специалисты компании «Кубаньэнерго».

На снимках: Подстанция «Почтовая» Краснодарских электрических сетей компании «Кубаньэнерго»; Сотрудники Краснодарских электрических сетей на праздничной демонстрации 1976 г.

 

Армавирские электрические сети

Как хороши места в юго-восточной части Краснодарского края! Вырываясь из предгорий на степной простор, здесь начинают плавно и неспешно нести свои воды река Кубань и ее притоки Тегинь и Уруп. Вечерами вдоль их берегов то в одном, то в другом месте вспыхивают огни хуторов, станиц и целых городов. Далеко-далеко по степным просторам разносится этот свет. И видно, как в зелени садов утопают главные населенные пункты кубанского юго-востока - города Армавир, Гулькевичи, Кропоткин и Новокубанск, станица Отрадная и село Успенское. Благодатная для жизни земля! Не случайно во время службы именно в этих местах полковой священник Константин Образцов написал песню «Ты Кубань, ты наша Родина!», ставшую сейчас гимном Краснодарского края.

Освоение этого уголка России связано с именем великого русского полководца Александра Суворова. В конце XVIII века он руководил создателем Кавказской оборонительной линии по правому берегу реки Кубань. Благодаря распоряжениям будущего генералиссимуса был устроен Романов пост, превратившийся с годами в город Кропоткин, была построена крепость Прочный Окоп, положившая позже начало созданию Армавира. Примерно через полвека, когда границы Российской империи отодвинулись далеко к югу, военное значение кубанских населенных пунктов исчезло. Тогда они превратились в станицы и милые провинциальные города. На память о той эпохе для нас сохранилось узорчатые здания, построенные в стиле удивительного по красоте южного русского модерна.

Настоящими архитектурными шедеврами юга-востока Кубани считаются Армянская апостольская церковь Успения Пресвятой Богородицы и Свято-Троицкий собор в Армавире, Свято-Покровский собор в Кропоткине. Прекрасен архитектурный комплекс зданий железнодорожного вокзала станции Кавказская. Здесь на главном перроне станции, вот уж замысловаты зигзаги истории, в разные годы люди радостно встречали самых разных политических лидеров нашей страны – Его Императорское Величество, царя-самодержца Николая II, «Всероссийского старосту» Михаила Калинина, Генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина, первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Брежнева, последнего Президента Советского Союза Михаила Горбачева, первого Президента России Бориса Ельцина.

В городе Новокубанске сохранилось старинное имение помещика Захара Щербака, в котором прошло детство будущего великого русского писателя Александра Солженицына. Свою любимую дедову усадьбу Александр Солженицын потом подробно описал в своем знаменитом романе «Август четырнадцатого». И сейчас это здание стало на карте нашей Родины важным мемориально-литературным центром, в котором часто собираются поклонники творчества Александра Солженицына.Богатые природные ресурсы, прекрасные мастеровитые люди, отличное развитие шоссейных и железнодорожных транспортных путей определили бурное развитие этого российского уголка. Такой рост начался в конце XIX века, и продолжается до сих пор. Из школьных учебников многим помнится история знаменитого образцового имения «Хуторок» барона Рудольфа Шнейдера с его чудесными караваями, винами и колбасами. Здесь находится знаменитый конный завод «Восход», основанный еще помещиками братьями Николенко. В советский период на юго-востоке Кубани были созданы крупные сельскохозяйственные комплексы, завод тяжелого машиностроения и электротехнический завод в Армавире, завод строительных материалов в Гулькевичах, керамический завод стеновых панелей в Новокубанске, сахарный завод в Успенской, множество других промышленных предприятий. Бурная деловая активность приводила к постоянному росту городов и станиц, к увеличению численности проживающего здесь населения.

Активное развитие юга-востока Кубани постоянно требовало увеличения энергетической мощи территории. В 1904 году в Армавире появилась первая электростанция. Она была построена над спуском в тоннель Владикавказской железной дороги специалистами «Товарищества по эксплуатации электрической энергии». Работала станция на нефти, ее мощность составляла 523 кВт. Постепенно небольшие электростанции начали появляться в окрестных населенных пунктах - Гулькевичах, Кропоткине, Новокубанске, Отрадной и селе Успенском.

Сейчас сотрудники Армавирских электрических сетей компании «Кубаньэнерго» обслуживают территорию площадью в 10 тысяч квадратных километров с населением, превышающим 600 тысяч человек. Основное оборудование Армавирских электрических сетей составляет 22 подстанции напряжением 110 киловольт, свыше 50 подстанций напряжением 35 киловольт, более 2,5 тысяч трансформаторных подстанций 10/0,4 киловольт. Протяженность воздушных и кабельных линий Армавирских электрических сетей – свыше 9800 километров.

По вечерам на улицах Армавира, во всех окрестных городах и станицах ярко вспыхивают разноцветные огни. Для обычных граждан, это сейчас так просто! Достаточно щелкнуть выключателем, и в доме появляется свет, загорается экран телевизора, можно уютно устроиться в кресле возле торшера, пить чай и читать вечернюю газету или интересную книгу. Никто из потребителей даже и не задумывается в такой момент, что в эти же самые минуты несут свою бессонную вахту энергетики. В диспетчерских, на электрических подстанциях, а порой и возле высоковольтных вышек. А ведь это как раз они наполняют яркими красками жизнь людей благословенного уголка земли, расположенного вдоль берегов реки Кубани и ее притоков.

На снимках: Подстанция «Армавирская», 1977 год. Сотрудники Армавирских электрических сетей на субботнике, 1982 год.

 

Адыгейские электрические сети

Энергетиков принято называть Прометеями современности. Имя героя греческой мифологии прочно закрепилось за людьми, наполняющими наши дома светом, теплом и уютом. При этом энергетиков Адыгейских электрических сетей можно смело считать также и последователями сказочного богатыря-нарта Саусэрыкъо. Один из главных героев древнего адыгского эпоса прославился тем, что вернул людям похищенный огонь. Этот подвиг стал легендарным, именно богатырь-нарт Саусэрыкъо, летящий на коне с факелом в руках, изображен на гербе Республики Адыгея.

Энергетики Адыгейского филиала Кубаньэнерго обеспечивают электроэнергией территорию площадью в 10 тысяч квадратных километров с населением более 500 тысяч человек. Зона обслуживания предприятия – окрестности Майкопа, Гиагинский, Кошехабльский, Красногвардейский, Майкопский, Шовгеновский районы Республики Адыгея, а также Апшеронский и Белореченский районы Краснодарского края.

В средние века как раз по этой земле проходил знаменитый Великий Шелковый путь из Европы в Азию. Здесь предки адыгов создали цивилизацию, известную в мировой археологии под названием «майкопская культура». Десятки курганов и загадочных дольменов, овеянные прекрасными легендами, свидетельствуют о ее тесных связях с Западом и Востоком.

На этой территории под безупречной белизной ледников раскинуло свои цветочные ковры волшебное плато Лагонаки. Увенчанное вершинами Оштен, Пшехасу и Фишт. Это плато расположилось между двух горных рек – Белая и Пшеха. Уникальное место! Нигде на Земле нет такого чудесного климата, такого разнообразия редких растений, изобилия прекрасных диких животных. Все нагорье богато чудесными снежными склонами, неприступными вершинами, отвесными скалами, подземными пещерными храмами. Свое название плато получило в подарок от древней адыгской легенды, повествующей о любви пастуха Лаго и княжеской дочери Накэ. Прекрасный уголок, осененный большой любовью! В этом благодатном месте в рамках развития курорта мирового уровня «Лагонаки» реализуются три крупных инвестиционных проекта. Создаются туристско-рекреационный парк «Джэнэт», гостевой комплекс «Ворота Лагонаки» и горнолыжный центр «Ворота Лагонаки-2». Чтобы эти планы стали реальностью, уже начинается строительство подстанции «Лагонаки», ведется реконструкция подстанций «Гузерипль», «Даховская», «Хаджох» и «Хамышки». Предусмотрено возведение новых воздушных линий «Гузерипль-Хамышки», «Хамышки-Даховская» и «Даховская-Хаджох».

Головной офис Адыгейских электрических сетей базируется в столице республики – городе Майкоп. Это один из самых красивых и благоустроенных городов Северного Кавказа. Таким его делают прочерченные, как по линейке, широкие улицы, многочисленные площади, живописный парк над рекой Белой. Если красивые города принято называть жемчужинами, то Майкоп уместнее назвать изумрудом. Великолепными деревьями, кустарниками и другими зелеными насаждениями занята шестая часть всей его территории. Город Майкоп возник в 1857 году как военная крепость. Его название происходит от адыгского слова «Мыекъуапэ» - «урочище диких яблонь». В 1861 году крепость посетил российский император Александр II, отметивший серьезное значение города для развития всего Кавказа. Очень красивый памятник дружбы адыгского и русского народов, установленный в центре Майкопа, напоминает о тех временах. Очень важную роль в истории города играло развитие его энергетической системы. В 1908 году в Майкопе был построен кинотеатр «Электробиограф», при помощи электрического тока, вырабатываемого динамо-машиной, горожане смогли посмотреть первые, еще немые фильмы.

В 1909 году в Майкопе началось строительство городской телефонной сети, что также невозможно было сделать без электричества. В 1910 году в Майкопе, на улице Садовой и в городском саду, впервые загорелись электрические уличные фонари. Огромное значение для республики имел План ГОЭЛРО. В соответствии с этим планом была построена и в 1927 году введена в эксплуатацию дизельная электростанция завода «Русский двигатель» в Майкопе. В 1944 году, после освобождения Майкопа от фашистских захватчиков, начато строительство Майкопской гидроэлектростанции. Тогда же была создана компания «Краснодарэнерго» (ныне Кубаньэнерго). Со временем Адыгейские электрические сети стали ее составной частью.

Сейчас Республика Адыгея и соседствующие с ней районы Краснодарского края развиваются очень бурными темпами. В Майкопе стабильно работают такие крупные предприятия, как Майкопский машиностроительный завод, редукторный завод «Зарем», комбинат «Картонтара». Основой экономической мощи крупного промышленного центра являются энергетические объекты - подстанции «Северная», «Черемушки» и «Промзона». А вот Кошехабльский район богат природными строительными материалами, здесь открыто большое газовое месторождение. Здесь начинается создание целого индустриального парка, и первым шагом большой стройки станет возведение подстанции «Кошехабльский индустриальный парк». В Гиагинском и Шовгеновском районах, знаменитых залежами плодородного чернозема, активно развивается аграрный комплекс и перерабатывающая промышленность. Здесь намечена реконструкция подстанций «Гиагинская» и «Комбизавод», строительство подстанции «Сергиевская». В ауле Уляп соседнего Красногвардейского района для надежной и безопасной подачи электроэнергии в дома потребителей в 2010 году была проведена широкомасштабная реконструкция воздушных линий электропередачи. Энергетики заменили дефектные опоры, установили современные компактные трансформаторные подстанции, смонтировали высокотехнологичный самонесущий изолированный провод.

Активное строительство новых трансформаторных подстанций и воздушных линий электропередачи ведется в Апшеронском и Белореченском районах Краснодарского края, где природные ресурсы представлены нерудными строительными материалами, термальными водами и целебными грязями, а сельское хозяйство - обширными полями с зерновыми культурами и фруктовыми садами. Электричество требуется всем!

Сейчас ежегодный объем потребленной электроэнергии в Адыгейском энергорайоне составляет более 1,4 миллиарда кВт*ч. Добросовестным трудом энергетики Адыгейских электрических сетей обеспечивают надежную работу 59 подстанций напряжением 35-110 кВ, двух тысяч трансформаторных подстанций напряжением 6-10/0,4 кВ, воздушных линий электропередачи общей протяженностью порядка девяти тысяч километров.

На международном экономическом форуме «Сочи-2014» между Республикой Адыгея и компанией «Российские сети» было заключено соглашение о сотрудничестве. В рамках его реализации специалисты Кубаньэнерго на территории Гиагинского, Кошехабльского, Красногвардейского и Майкопского районов Адыгеи возводят современные энергообъекты – подстанции и воздушных линий электропередачи.

Такими добрыми делами и отмечен сейчас трудовой путь энергетиков Адыгейских электрических сетей, которых часто называют последователями сказочного богатыря-нарта Саусэрыкъо, вернувшего людям похищенный огонь. Благодаря такому подвигу жизнь стала ярче и лучше! Точно так происходит и сейчас…

 

Лабинские электрические сети

Среди белоснежных ледников и скалистых ущелий Кавказа берут свое начало две бурных реки – Малая и Большая Лаба. Они долго мчатся среди могучих круч, затем вырываются к холмистому предгорью и выходят на степную равнину. Возле станицы Каланджинской две реки сливаются. Отсюда начинает свое плавное, неторопливое шествие полноводная и красивая Лаба – главный приток реки Кубани. Эта крупная водная артерия определяет климат, природные особенности, а вместе с этим и весь образ жизни огромной части Краснодарского края.

В середине XIX века, когда подходила к концу Кавказская война, в этих местах появились боевые русские полки. Великая Россия укреплялась на новых землях, отошедших к ней после побед над Османской империей. На берегах реки Лабы возникли небольшие солдатские поселения, которые вскоре стали казачьими станицами, а затем и крупными населенными пунктами. В 1841 году на обрывистом берегу в окружении вековых лесов была основана станица Лабинская. В 1853 году возникла станица Курганная. Сейчас это уже довольно крупные города – Лабинск и Курганинск. Одновременно с ними появились поселки Мостовской и Псебай. В самом начале ХХ века сюда протянулась железнодорожная линия, а вслед за ней - автомобильное шоссе, ведущее со стороны степей к горным вершинам.

Эта часть Краснодарского края очень красива! Нелегко даже просто перечислить все природные шедевры. У истока Малой Лабы находится самая высокая вершина Кубани – гора Цахвоа, высота которой составляет 3,345 метров над уровнем моря. Очаровательны два прекрасных озера – Круглое и Черное, питающиеся чистейшими подземными ручьями. Всегда поражает взоры путешественников своей изящностью горный массив Большой Тхач, который далеко не случайно внесен в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Как гласит старинное предание, в одной из пещер этого хребта в свое время был спрятан несметный клад – сокровища Кубанской казачьей рады.

Впрочем, есть здесь немало и рукотворных чудес. По степи разбросаны сотни древних курганов, насыпанных древними людьми еще до нашей эры. Неподалеку от Лабинска известный кубанский археолог Владимир Каминский в 1989 году нашел развалины средневекового города Куньш, входившего еще в состав Аланского царства. Прекрасен Свято-Вознесенский православный храм в Курганинске, построенный в самом начале ХХ века. Его стены покрыты удивительными по красоте росписями, созданными руками лучших учеников великого русского живописца Виктора Васнецова. И еще этот уголок Краснодарского края прославился тем, что в 1949 году здесь снимался замечательный фильм «Кубанские казаки», в котором главные роли исполняли великие российские актеры Марина Ладынина, Клара Лучко и Сергей Лукьянов.Территория бассейна реки Лабы очень разнообразна, здесь встречаются друг с другом горы, леса и поля. Такое природное разнообразие определяет многогранность экономики региона. Развитое и очень продуктивное сельскохозяйственное производство привело к созданию в округе современных элеваторов, маслоэкстракционных и мясоперерабатывающих комбинатов, сахарных заводов. На всю Кубань славится продукция знаменитой кондитерской фабрики «Галан» в Курганинске. Предприятие «Агроком» в Лабинске занимается модернизацией сельскохозяйственной техники. В Мостовском районе хорошо известен гипсовый комбинат «Кубанский гипс – Кнауф», многочисленные деревообрабатывающие предприятия. Несомненно, такая развитая экономика региона требует надежного энергетического обеспечения. Огромную территорию Лабинского, Курганинского и Мостовского районов, общей площадью порядка 7,1 тысяч квадратных километров, с населением более 275 тысяч человек обеспечивают энергией сотрудники Лабинских электрических сетей.

Начало его создания можно отнести к принятию в 1920 году знаменитого плана ГОЭЛРО. В соответствии с этим планом в на Кубани начали создаваться сельские электростанции, свет появился не только в крупных городах, но и небольших станицах. Сейчас электросетевой комплекс филиала ПАО «Кубаньэнерго» Лабинские электрические сети включает в себя 13 подстанций напряжением 110 киловольт, 36 подстанций напряжением 35 киловольт, около 1,5 тысяч трансформаторных подстанций 6-10/04 киловольт. Общая протяженность воздушных линий электропередачи превышает здесь 6 тысяч километров. Обеспечивая бесперебойное и качественное энергоснабжение потребителей, сотрудники предприятия постоянно проводят капитальные и текущие ремонты оборудования, осуществляют техническое обслуживание подстанций и линий электропередачи, уделяют особое внимание состоянию распределительной сети. В своей работе они применяют самые передовые методы и технологии, качественные и современные материалы. Успех работы любого предприятия определяют люди – преданные своему делу специалисты, добросовестные и честные труженики. Специалисты Лабинских электрических сетей неизменно добиваются высоких результатов своей работы. И это закономерно – здесь трудятся ответственные, выдержанные, преданные энергетике люди.

Красива и плодородна земля Кубани! Красивы и удобны для жизни ее станицы, поселки, города! По вечерам яркими огнями расцветают улицы Лабинска и Курганинска, поселка Мостовского, всех окрестных станиц, сел и хуторов. И тогда добрым теплом веет от ярких и разноцветных огоньков, покрывающих берега реки Лабы – главного притока реки Кубани!

На снимках: Лабинские электрические сети, 1967 год. Сотрудники Лабинских электрических сетей на праздничной демонстрации 1972 года.

 

Ленинградские электрические сети

Всех, кто впервые попадает в северную часть Краснодарского края, поражает природное изобилие плодородной земли. Широкой полосой здесь протянулась Азово-Кубанская низменность с ее знаменитыми черноземами. Золото, а не земля! Насколько хватает взгляда, видно, как расстилаются вокруг тучные поля кукурузы, подсолнечника, пшеницы и ячменя. Среди полей в зелени фруктовых садов утопают маленькие хутора и крупные станицы – Кущевская, Ленинградская, Староминская, Старощербиновская. Чуть ближе к западу находится очаровательный и милый город Ейск.

Все станицы в этих местах появились в конце XVIII века, когда по указу Екатерины Великой на Кубань стали переселяться казаки-запорожцы. В 1794 году в этих местах были основаны первые кубанские поселения, утверждавшие тесные связи с донским казачеством. Повсюду протянулись транспортные пути, объединявшие Кубанскую область с Областью Войска Донского. На пересечениях дорог стали возникать торговые ярмарки, самая крупная из которых появилась в станице Кущевской.
В начале XIX века по приказу наместника Кавказа, светлейшего князя Михаила Воронцова был заложен портовый город Ейск. Знаменитый военачальник и прекрасный организатор утвердил первый генеральный план города, который в центральной части Ейска сохраняется до сих пор. Благодаря стараниям М. Воронцова, не только на городских улицах, но и во всей округе тысячами высаживались фруктовые деревья. Вскоре зацвели сады и парки, прославившие жителей Ейска. Недавно благодарные горожане на одной из площадей установили очень красивый памятник князю Михаилу Воронцову. Очень часто к этому памятнику они приходят с большими букетами цветов.
Город Ейск с самого начала отличался самобытностью своего облика. Архитектурный ансамбль центральной части Ейска не изменился с конца XIX века, в городе насчитывается более 300 приведенных в идеальный порядок объектов культурного наследия. В первую очередь гостей удивляет Гостиный двор Ейска. Он является уменьшенной копией знаменитого торгового центра, носящего такое же название, но расположенном за тысячи километров от Кубани, в северной российской столице, городе Санкт-Петербурге.
Эту землю достойными делами прославили многие из ее верных сыновей и дочерей. В станице Старощербиновской жители с удовольствием показывают туристам дом, в котором вырос первый в истории нашей страны Герой Советского Союза, полярный летчик Анатолий Ляпидевский. В 1934 году он принимал участие в спасении участников экспедиции на пароходе «Челюскин», погибавших среди северных льдов. Долгое время в Ейске жил прославленный борец Иван Поддубный, об этом рассказывает экспозиция музея, посвященного спортивным достижениям атлета. Родом из этих мест происходили знаменитые деятели отечественного кино – режиссер Сергей Бондарчук и актриса Нонна Мордюкова. Сразу несколько выпускников Ейского училища военных летчиков прославили нашу страну, став отважными космонавтами – Павел Беляев, Георгий Шонин, Владимир Джанибенков, Геннадий Падалка. Неподалеку от станицы Кущевской расположен знаменитый мемориал - «Поле казачьей славы». Здесь 2 августа 1942 года совершили бессмертный подвиг бойцы 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса. Развернув свои эскадроны в ураганную «казачью лаву», с шашками наголо они обрушились на фашистские части и разметали гитлеровцев в клочья. Об этой знаменитой атаке всегда с гордостью вспоминают на Кубани!
Экономика северных районов Краснодарского края базируется на мощном сельскохозяйственном производстве. Знаменитый колхоз «Знамя Ленина», передовые крестьянские хозяйства «Воронцовское», «Родина», «Ясенские зори» являются маяками культурного земледелия. Повсюду много комбинатов, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции. Есть и крупные промышленные предприятия – Ейский станкостроительный завод, кирпичный завод «Керамик», завод «Аттракцион», обеспечивающий своей продукцией все российские парки культуры и отдыха. Конечно же, ни одно из сельских хозяйств и промышленных предприятий не может обойтись без надежного энергоснабжения.
Первая электростанция мощностью в 100 лошадиных сил появилась на севере Кубани в 1912 году. Решение о ее строительстве приняла городская дума Ейска, энергия понадобилась для освещения
центральных улиц города. Электрификация сельских районов северной части Кубани произошла чуть позже, она началась лишь в конце 20-х годов ХХ века. В 1928 году в станице Старощербиновской была пущена в эксплуатацию первая очередь дизельной электростанции. Событие было очень значимым, по всей стране яркие лампочки только-только стали появлялись в деревнях и селах. На открытие новой электростанции в станице Старощербиновской даже приехал Председатель Верховного Совета СССР, или, как его часто называли в крестьянской среде, «Всесоюзный староста» Михаил Калинин.
После образования в 1944 году «Краснодарэнерго» (сейчас ПАО "Кубаньэнерго") одним из его филиалов стали Ленинградские электрические сети. Они были созданы в 1965 году. Центр управления этим предприятием разместился в станице Ленинградской Краснодарского края. Сегодня специалисты осуществляют деятельность по передаче, распределению и учету электроэнергии, технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям в Ейском, Кущевском, Ленинградском, Староминском и Щербиновском районах Краснодарского края. Зона обслуживания включает в себя территорию площадью около 700 тысяч гектаров с населением более 340 тысяч человек. На обслуживании специалистов Ленинградских электрических сетей находится 71 трансформаторная подстанция напряжением 35-110 киловольт и линии электропередачи общей протяженностью более 1200 километров. Планомерная и целенаправленная работа по повышению надежности работы распределительного сетевого комплекса Ленинградского энергорайона дает ощутимые результаты.

В последние годы здесь практически отсутствовали крупные технологические нарушения, а небольшие аварии устранялись очень оперативно. Сейчас персонал Ленинградских электрических сетей осуществляет важную реконструкцию ключевой подстанции 110 кВ «Ейск-1». Это откроет широкие возможности по развитию промышленной зоны города, морского торгового порта, совершенствованию транспортной инфраструктуры и курортного комплекса Ейска. В Кущевском районе компания «Кубаньэнерго» реализует пилотный проект «Умный учет», направленный на снижение сверхнормативных потерь электроэнергии. На территории района в ближайшие годы планируется установить свыше пяти тысяч выносных приборов учета электроэнергии.
Всех приезжающих на Кубань путешественников всегда удивляет необычное сочетание на этой земле седой старины и бурного прогресса. Здесь традиции дедов и отцов гармонично переплетаются с дерзкими планами молодости. В полной мере это можно отнести и к северной части Краснодарского края. Здесь в городках и станицах бережно сохранен старинный облик зданий, улиц и целых кварталов. Но стоит опуститься вечеру, как вся округа расцветает яркими красками.

 

Славянские электрические сети

Ветром казачьей вольницы веет с западной стороны Краснодарского края. Этот ветер доносит до каждого, чье сердце наполнено свободой и благодатью, опьяняющий привкус морского бриза, разудалые мотивы старинных песен, прекрасный аромат вареников и кубанского борща. Здесь, на берегу Таманского залива, на площади более 60 гектаров раскинулся этнографический комплекс «Атамань». Каждый, кто приезжает сюда, мгновенно попадает в атмосферу настоящей казачьей станицы конца XVIII – начала ХХ векам с ее мастеровыми, джигитовками и шумными рынками.

Таманская земля! Это сейчас она административно разделена на Красноармейский, Славянский и Темрюкский районы. Раньше была единой. Во времена седой древности здесь обитали меотские племена, торговали представители великого Боспорского царства, объединявшего аланов, греков, готов и скифов. Важной страницей прошлого стало появление здесь древнерусского города Тмутаракань. Долго в здешних местах хозяйничали адыги, генуэзцы, монголо-татары, половцы, турки, пока в конце XVIII века эти места эти не обрели своих истинных хозяев. В 1778 году под личным руководством великого русского полководца Александра Суворова на месте полуразрушенной турецкой крепости Копыл было сооружено новое укрепление Благовещенское. Здесь нес службу Славянский полк, откуда и пошло название сначала станицы Славянской, а затем и города Славянска-на-Кубани.

В 1792 году вся Тамань, вместе со всей правобережной Кубанью были пожалованы императрицей Екатериной II Черноморскому казачьему войску для постоянного места жительства и несения пограничной службы. Сюда хлынул вольный казачий люд. Какие это были благодатные земли! В обрамлении Азовского и Черного морей, покрытые сетью кишащих рыбой и дичью лиманов, они пришлись по душе вольным казакам. С тех пор началась новая эпоха в развитии Таманской земли. Теперь ее богатствами пользовались не завоеватели, а настоящие хозяева, навсегда создававшие приют для себя и своих потомков. Без божьей помощи они не мыслили себя, и первая на Кубани православная церковь была построена ими в станице Тамань еще в 1793 году. Великий людской труд вместе с богатой природой сделали из этих земель житницу всей России. Сегодня местными рисоводами выращивается более 80 процентов кубанского риса, который в народе именуют «белым золотом». Агрофирма «Сад-Гигант», чьи бескрайние сады раскинулись в Славянском районе, является одним из крупнейших в России производителей плодов и ягод. Чистокровных скакунов, не раз выступавших на престижных соревнованиях и завоевавших множество призов, выращивают на племенном заводе «Красноармейский». Уходящими за горизонт виноградниками, великолепным вином, многокилометровыми песчаными пляжами, источниками с целебной грязью славится Темрюкский район. А энергетики компании «Кубаньэнерго» прилагают все силы к тому, чтобы жизнь в этих благодатных местах год от года становилась светлее.

Начиналось все в далеком 1924 году, когда в соответствии со знаменитым планом ГОЭЛРО в станице Славянской появилась первая дизельная электростанция и медленно начала создаваться распределительная сеть. Именно тогда в домах станичников загорелись «лампочки Ильича». Линии электропередачи, дизельные электростанции, трансформаторные подстанции строили различные колхозы, коммуны, совхозы. Со временем разрозненные энергообъекты начали объединяться в общую систему, в 1959 году было образовано Славянское отделение «Сельэлектро», а в 1965 году появились Славянские электрические сети. Тогда на их балансе числилось восемь подстанций 35 киловольт и две подстанции 110 киловольт, протяженность воздушных линий составляла чуть более двух тысяч километров.

Период становления Славянских электрических сетей совпал с бурным развитием производства риса на Кубани. Уже в 60-70 годы ХХ века Славянский и Красноармейский районы стали занимать лидирующие позиции в производстве «белого золота» России. Энергетики выполнили огромную работу по обеспечению постоянно растущих энергетических потребностей рисоводства и всего сельского хозяйства. Тогда каждый год в эксплуатацию сдавалось от двух до четырех подстанций, строились сотни километров высоковольтных линий, развивалась распределительная сеть.

Сейчас Славянские электрические сети компании «Кубаньэнерго» занимают особое место в системе жизнеобеспечения Красноармейского, Славянского и Темрюкского районов Краснодарского края. Предприятие обеспечивает электроэнергией территорию общей площадью более шесть тысяч квадратных километров с численностью населения около 350 тысяч человек. Славянские электрические сети – это порядка восьми тысяч километров линий электропередачи, 21 подстанция напряжением 110 киловольт, 45 подстанций напряжением 35 киловольт, 1938 трансформаторных подстанций.

Благодаря надежной системе энергоснабжения высокими темпами развиваются промышленные и сельскохозяйственные предприятия региона. В последнее время в регионе активно развивается туризм. Перед началом курортного сезона надёжности подстанций и линий электропередачи уделяют особое внимание. В частности недавно были реконструированы подстанции «Мирная», «Радуга», «Стрелка», «Фанагория». Проведена модернизация подстанционного оборудования на подстанции «Голубицкая», снабжающей электричеством самый популярный курорт Азовского побережья в станице с одноименным названием. В ближайших планах - увеличение трансформаторной мощности подстанции «Темрюк», реконструкция подстанции «Черноморская».

Следуя из Краснодара в сторону Тамани, трудно охватить глазом бескрайние поля пшеницы и рисовые чеки – зеленые или желтые в зависимости от времени года, великолепные курчавые виноградники, которые ровными рядами взбираясь на холмы, пропадают за горизонтом. И во всем этом великолепии то там, то здесь можно заметить устремившиеся в небо опоры линий электропередачи и высоковольтные провода. Они несут энергию в каждый уголок этого солнечного дома, обрамленного двумя морями, освещая и делая комфортнее жизнь каждого из его жителей. Из года в год труд энергетиков все ярче и ярче зажигает огни, освещающие эту древнюю гостеприимную землю, высвечивая все новые и новые грани ее богатого многовекового народного наследия…

 

Юго-Западные электрические сети

 

  Новороссийск – поистине уникальный город! Весь мир знает о мужестве его защитников в годы Великой Отечественной войны. За этот подвиг Новороссийск был удостоен звания города-героя. Не менее впечатляющими выглядят и его трудовые достижения. Вокруг Новороссийска много месторождений мергелей, которые применяются для изготовления бетона, и потому город можно смело называть цементной столицей России. Кроме того, Новороссийск – важный транспортный узел, в одном из крупнейших российских портов пересекаются автомобильные, железнодорожные и морские магистрали. При этом все морское побережье близ Новороссийска представляет собой крупный курортный регион, с необычными средиземноморскими улицами, старинной камерной архитектурой, ступенчатыми проспектами, каскадами фонтанов и уютными скверами.

   Своим рождением Новороссийск обязан победе русского оружия во время войны с Турцией 1828-1829 годов. Тогда на берегах Цемесской бухты высадился первый десант во главе с вице-адмиралом Михаилом Лазаревым, генерал-лейтенантом Николаем Раевским и контр-адмиралом Лазарем Серебряковым. Они и заложили новый город, даже не предполагая, что в будущем ему придется быть не только военной крепостью, но и важным торговым перекрестком, мощным промышленным центром и даже столицей небольшой независимой республики. За свою недолгую историю Новороссийск трижды разрушался до самого основания.  Первый раз – во время Крымской войны 1853-1857 годов.  Второй - во время гражданской войны 1917-1919 годов. Третий - во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Битва с фашистскими войсками была самой страшной.  Память о ней навсегда запечатлена в камне – величественными выглядят архитектурные ансамбли «Малая Земля», «Долина смерти», монумент «Вагон».

К одному из новороссийских воинских мемориалов сотрудники Юго-Западных электрических сетей компании «Кубаньэнерго» относятся с особой заботой. Дело в том, что прямо на той территории, где сейчас расположено  административное здание предприятия, в сентябре 1943 года проходила линия фронта. Здесь совершил свой подвиг Герой Советского Союза, красноармеец 56-го гвардейского полка Иван Прохоров. Когда поднявшиеся в атаку моряки-десантники наткнулись на заминированные проволочные заграждения, Иван Прохоров бросился на проволоку и взорвался. Ценой своей жизни открыл товарищам путь к победе. Ему было всего 19 лет. Об этом подвиге напоминает мемориальная доска, установленная энергетиками.

Сейчас Новороссийск растет и вширь, и ввысь. Появляются новые жилые микрорайоны, бульвары и скверы, парки и фонтаны. Вслед за красавицей-набережной и улицей Черняховского продолжается благоустройство бульвара Новороссийской республики. На глазах преображается градообразующая магистраль – проспект имени Ленина. А какое изумительнейшее зрелище стал представлять собой ночной Новороссийск! Блестящим ожерельем охватывает он прекрасную, никогда не замерзающую Цемесскую бухту, на берегах которой живут люди, умеющие ценить и хранить его историю, бороздить мировые океаны, строить современные здания.

   Очень богата трудовая история Новороссийска, и одна из самых ярких ее страниц также связана с энергетикой. Долгое время в учебниках физики разных стран сообщалось, что первая электрическая станция и линия электропередачи с применением трехфазного тока была построена в августе 1891 года в местечке Лауффен в Германии. Однако недавно были обнаружены архивные документы, благодаря которым выяснилось, что это не так!  Еще раньше первая в мире электростанция трехфазного тока для промышленного предприятия была создана в России. Опираясь на открытие ученого Михаила Доливо-Добровольского, в  апреле 1891 году ее запустил в эксплуатацию в Новороссийске русский инженер Александр Щенснович. Мощность электростанции составляла 1200 кВ, она достигалась за счет  параллельной работы четырех генераторов, соединенных с поршневым двигателем. Предназначалась станция для снабжения электрической энергией Новороссийского элеватора.

С древнейших времен Северное Причерноморье славилось также своим виноделием. Прекрасные вина отсюда традиционно экспортировались по всему миру. По указу императора Александра II от 25 ноября 1870 года неподалеку от Новороссийска, возле удивительного по красоте озера Абрау и быстрой речки Дюрсо было создано удельное имение «Абрау-Дюрсо», которое стало принадлежать царской семье. Сейчас шампанское марки «Абрау-Дюрсо» считается одним из самых лучших шампанских вин российского производства.

   Прекрасно Северное Причерноморье! Миллионам людей нашей страны хорошо известны курорты Анапа и Геленджик, амфитеатром развернувшиеся к бескрайним морским просторам. Красивы тихие и зеленые города Абинск и Крымск. Поистине, это один из красивейших уголков нашей великой страны. Особенно интенсивно под властью Российской империи в свое время начала развиваться Анапа. В середине XIX века она стала привлекать внимание российской знати. Осваивая окраинные земли Отечества, состоятельные россияне начали отказываться от заграничных поездок, начали строить дачи и проводить лето в Анапе. А в советское время приморский городок стал еще и великолепным детским курортом.

Сейчас Анапа – это бархатное южное небо, шелковое синее море. Морской бриз – специфический приморский ветерок, дует днем с моря на сушу, а по ночам, наоборот, с суши на море. И почти никто не спешит отправляться спать летней ночью, все торопятся на набережную, ближе к морю и морской прохладе.

Уже много лет одним из самых востребованных курортов Краснодарского края остается Геленджик. В переводе с адыгского языка название города означает «Белая невеста». Об этом всегда напоминают гостям организаторы традиционного карнавала в Геленджике, которым уже много лет открывается курортный сезон. И никого во время отдыха здесь не оставляет равнодушным знаменитая набережная Геленджика. Она является самой протяженной в мире! Сколько прекрасных знакомств начиналось на этой набережной, считающейся главной достопримечательностью курорта.

Крымское и Абинское предгорье входит с состав Западного Закубанья. Это – перспективная курортная территория. В последние годы тысячи туристов  устремляются в эти места в поисках новых впечатлений. Они хотят своими глазами увидеть горные вершины и хребты, перевалы и долины рек, водопады и глубокие ущелья. Трудно представить себе человека, который попав сюда, останется равнодушным. Прекрасный воздух, кристально чистая, ломящая зубы родниковая вода, целебные грязи…

   На всей территории Северного Причерноморья расположено множество промышленных предприятий, курортных комплексов, крестьянских хозяйств, социальных, учебных, культурных учреждений, жилых микрорайонов. И всем для нормальной жизни и работы требуется энергия! Ее передачей и распределением, строительством новых энергетических объектов, технологическим присоединением потребителей занимаются специалисты филиала компании «Кубаньэнерго» - Юго-Западные электрические сети.

Годовой объем поставляемой филиалом электроэнергии составляет 3 855 мегаватт-часов. В зоне обслуживания Юго-Западных электрических сетей расположено 77 подстанций напряжением 35-110 кВ, а также линии электропередачи общей протяженностью порядка 5,5  тысячи  километров.

                                

В последние годы юго-западная часть Краснодарского края стала зоной интенсивного развития промышленности и транспортных систем, не говоря уже о том, что туристический поток на курорты Северного Причерноморья растет с каждым годом. Это ставит перед энергетиками новые задачи. Совсем недавно были построены подстанции «Первомайская» и «Сухой Порт».

Подстанция «Первомайская» дала возможность для мощного развития цементной промышленности, а «Сухой Порт» позволил осуществить строительство целого ряда объектов транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской железной дороги.

Построены новые линии электропередач классом напряжения 110 кВ «Кирилловская-Восточная» и «Восточная-Пролетарий» общей протяженностью 13,5 километра. Ускоренными темпами специалисты выполняют реконструкцию с увеличением мощности подстанций «Анапская», «Геленджик», «Джемете», «Джигинская», «Пионерская», «Раевская», «РИП» и «Северо-Западная». Ведется реконструкция сетей, прилегающих к подстанции «Бужора».

Залогом эффективной реализации самых смелых планов Юго-Западных электрических сетей является его кадровый потенциал – преданные своей профессии специалисты, которыми движет неугасимое желание нести людям свет и тепло. Высокий профессионализм сотрудников предприятия и безупречное исполнение своих должностных обязанностей при выполнении плановых работ по предупреждению и уменьшению последствий технологических нарушений на территории Северного Причерноморья неоднократно отмечались правительственными и отраслевыми наградами.

   Словно облака над Маркхотом мчатся годы. Не задержать их, не остановить. И веками будет смотреть в воды прекрасной Цемесской бухты Новороссийск, будут бушевать над бухтой неуемные норд-осты, будет светиться от планктона море. И  будут счастливы люди, которые очень любят свой город. Город, нареченный именем новой России!

 

 

На снимке: Подстанция в пригороде Новороссийска.1958 год; здание филиала ПАО «Кубаньэнерго» Юго-Западные электрические сети, 2015 г; строительство новой линии электропередачи, 2000-е гг.