История Кубаньэнерго начинается 14 марта 1944 года. После правительственного постановления в общую систему были объединены все электростанции, энергетические установки и линии электропередачи, находившиеся на территории Краснодарского края и Республики Адыгея. Несколько лет предприятие называлось «Краснодарэнерго», затем получило нынешнее название. Впрочем, еще и до своего объединения энергетика региона активно развивалась, трудовой путь был отмечен многими яркими событиями.
Как известно, первая российская электростанция общего пользования появилась в 1883 году в Санкт-Петербурге. Спустя всего семь лет заработала первая электроустановка и на кубанской земле. Ее смонтировали на мельнице казака Ивана Волочаева в станице Федоровской близ Абинска. Отставание от столицы оказалось совсем небольшим! Зато вскоре на Кубани появился собственный повод для гордости. В 1891 году в Новороссийске вступила в строй первая в мире промышленная установка трехфазного переменного тока. Это произошло на знаменитом элеваторе Владикавказской железной дороги, который по своим размерам уступал только элеватору американского города Чикаго. Все генераторы и двигатели трехфазного тока для новороссийской электростанции по чертежам швейцарской фирмы «Броуи-Бовери» были изготовлены рабочими местных железнодорожных механических мастерских. Руководил работами инженер Александр Щенснович. Благодаря применению электричества, производительность труда на элеваторе возросла буквально до небес – за один час грузчики могли загрузить на борт торгового судна до 12 тысяч пудов зерна. По тем временам – производственный рекорд!
Кубанская столица была одним из первых городов России, где электричество стало применяться в бытовых целях. В 1891 году здесь вспыхнули первые электрические лампочки, тогда свет появился в здании городской больницы на пересечении улиц Красной и Длинной. В 1893-1894 годах фирмой купца первой гильдии Курта Зигеля в Екатеринодаре была проведена полная модернизация городского инженерного хозяйства. Начиная с 4 октября 1894 года, вся улица Красная стала освещаться не керосиновыми, а электрическими фонарями. Благодаря бурному развитию промышленности и сельского хозяйства в начале ХХ века началось применение электротехнических приспособлений на всей территории Кубани и Адыгеи. В 1908 году братья Григорий и Сергей Кургузовы пустили в ход энергетическую установку на маслозаводе в Абинске. В 1909 году принял первых гостей первоклассный курортный комплекс «Кавказская Ривьера» в Сочи, он освещался с помощью собственной электростанции. В том же году к рассмотрению проекта создания электростанции приступила городская дума Майкопа. В 1910 году новенькие динамо-машины появились на городской мельнице в Анапе. Не смогла остановить технического прогресса даже гражданская война – в далеком от фронта Темрюке в 1918 году был электрифицирован мукомольный цех. Блестящий менеджерский ход был применен в только что получившем новое название городе Краснодаре. В 1921 году, во время послевоенной разрухи городской водопровод, локальные электроустановки и трамвайный парк были объединены здесь в общий трест «Водэлтрам». Благодаря высокорентабельным трамваям удалось быстро восстановить водопровод и городскую электросеть.
В 1920 году на IX Всероссийском съезде Советов был принят знаменитый план ГОЭЛРО, предусматривающий ускоренное развитие народного хозяйства страны на основе электрификации. В соответствии с этим планом в 30-е годы ХХ века за счет государственного финансирования были построены две крупных электростанции – Краснодарская РЭС и Новороссийская РЭС. Мощность каждой из них составляла по 20 мВт. За счет местных бюджетов были созданы дизельные электростанции меньшей мощности в Армавире, Ейске, Кропоткине, Майкопе, Сочи, Тихорецке и Туапсе. Тогда же началась активная электрификация сельских районов и строительство линий электропередачи.
Самые страшные испытания выпали на долю энергетики Кубани и Адыгеи в годы Великой Отечественной войны. Знойным летом 1942 года фашистские войска ворвались на территорию Краснодарского края. Электростанция Армавира была разбита во время бомбардировки фашистской авиацией. При отступлении советских войск были взорваны энергетические объекты в Ейске, Кропоткине, Майкопе, Тихорецке. Перед вступлением фашистов в Краснодар была выведена из строя Краснодарская РЭС. Очень тяжелая судьба выпала на долю Новороссийской РЭС, которая оказалась в буквальном смысле слова на линии фронта. Во время боев ее разбили до основания. Но кроме этого, в сводках военных лет сохранилось и очень трогательное сообщение о необычном случае в Туапсе. В декабре 1942 года группа электриков несколько дней собирала среди развалин домов уцелевшие при бомбежках лампочки. Энергетики готовили людям приятный сюрприз! Когда в новогоднюю ночь 1943 года ударили куранты Спасской башни Кремля, на главной площади осажденного и погруженного во тьму города Туапсе неожиданно вспыхнула яркими огнями огромная елка! Это стало символом не только для защитников города, но и для всего нашего народа. Мы сумели выстоять в яростной схватке, мы начали побеждать, и дальше будем гнать врагов с нашей земли! Гирлянды огней в разбитом, но не сдавшемся Туапсе стали символом нашей будущей Победы!
Создание в 1944 году районной электросетевой организации (в те годы – Краснодарское районное энергетическое управление «Краснодарэнерго») позволило в сжатые сроки возобновить деятельность всех энергетических объектов и высоковольтных линий электропередачи в Краснодарском крае и Республике Адыгея. Началось строительство новых объектов и новых высоковольтных линий. В 1950 году в Краснодаре появилась возможность начать троллейбусное движение. Вскоре начался перевод на электрическую тягу основных железнодорожных магистралей. В 1963 году были объединены общей системой все ранее разрозненные сельские электрические сети. Мощными линиями электропередачи Краснодарская энергосистема была связана с энергосистемами Ростовской области и Ставропольского края. Вскоре в состав компании вошли Краснодарские, Адыгейские, Армавирские, Лабинские, Ленинградские, Славянские, Сочинские, Тимашевские, Тихорецкие, Усть-Лабинские, Юго-Западные электрические сети. Общая протяженность линий электропередачи компании достигла 91,1 тысячи километров, площадь обслуживаемой территории – 83,3 тысяч квадратных километров, на которой сейчас проживает более 5,5 миллиона человек. Кубаньэнерго вошло в состав группы компаний «Российские сети», заявив тем самым о своей готовности к реализации серьезных проектов государственного значения.
Важным достижением специалистов Кубаньэнерго стало участие в подготовке и проведении зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Тогда было полностью преобразовано все Черноморское побережье Кавказа, здесь воплотились в жизнь серьезные технологические программы, в том числе и в области энергетики. Были построены Адлерская, Джубгинская и Сочинская электростанции, по дну Черного моря протянулся газопровод «Джубга – Кудепста». Но чего стоили бы эти усилия, если бы случились перебои с подачей электроэнергии на олимпийские арены, в гостиницы, в жилые дома сочинцев! А такая опасность существовала.
Тогда на модернизацию электрических сетей Сочи удалось привлечь около 35 миллиардов рублей. Группа компаний «Россети» направила на олимпийскую стройку более 2,5 тысячи квалифицированных мастеров. Каждый день на объекты вместо 10-12 стали выходить 50-55 бригад. В сжатые сроки специалисты Кубаньэнерго построили и модернизировали несколько крупных питающих центров, в том числе уникальные подстанции «Бочаров ручей» и «Бытха», возвели 400 трансформаторных подстанций (ТП), установили 970 опор и построили около 200 километров воздушных линий. Для прокладки кабельных линий в условиях густонаселенного города пришлось вырыть более 700 километров траншей, это как расстояние от Сочи до Ростова-на-Дону.
Очень часто для решения производственных задач приходилось искать нетрадиционные пути. Подстанция «Бытха» была построена каскадом в трех уровнях. От верхнего уровня, на котором находится оборудование, до земли – 24 метра, другого такого сооружения в России нет. Уникальное решение было применено, как говорится, не от хорошей жизни. Земля в Сочи очень дорогая, плотность застройки очень высокая. Проанализировав технико-экономические выкладки, специалисты пришли к выводу, что оптимальный вариант – построить подстанцию на крутом склоне, на нескольких горизонтальных площадках. Это, кроме всего прочего, дало возможность построить подводящие сети в воздушном, а не кабельном исполнении, которое в три-четыре раза дороже. Ну, а ровные площадки были сделаны своими руками. Их и сделали! Кстати, построенная «на отшибе» подстанция очень скоро оказалась в самом центре нагрузок. Она питает электричеством объездную дорогу «Дублер Курортного проспекта», крупные водозаборы, стадион имени Славы Метревели, комплекс санаториев и большой жилой микрорайон.
В районе подстанции «Верещагинская» для прокладки кабельных линий впервые в России был проложен специальный 780-метровый микротоннель. Это позволило спасти сотни жилых домов с благоустроенными земельными участками. Кабельные линии не только проложили, но и проверили их надежность на десяток лет вперед, проведя испытания методом частичных разрядов. У нас в стране всего две лаборатории, которые могут проводить подобные испытания. Одна из них работала в Сочи.
При подведении итогов зимних Олимпийских игр 2014 года Президент России, говоря об энергетиках, подчеркнул: «Во время проведения Олимпиады в Сочи не мигнула ни одна лампочка!»
Сейчас в центре Сочи установлен очень красивый монумент «Энергия олимпийских побед». Его возвели в знак благодарности людям, обеспечившим энергетическую безопасность Сочи в ходе подготовки и проведения зимних Олимпийских игр 2014 года. На пьедестале в полный рост стоит рабочий-энергетик, поднимающий своими руками Солнце над Землей.
Компания знаменита не только своей богатой историей и экономическими достижениями, но и активной социальной позицией. Из года в год энергетики Адыгеи и Кубани проводят множество социально-значимых акций, многие из которых становятся традиционными. На протяжении пяти лет по инициативе энергетиков по всей территории Краснодарского края и Республики Адыгея шествует «Эстафета Знамени Победы». Начало акции было положено во время празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. С тех пор каждый год копия легендарного Знамени Победы проносится по сетевым участкам, подстанциям, районным электрических сетям. По пути участники акции возлагают цветы к воинским мемориалам, встречаются с ветеранами. Сотрудники Сочинского филиала Кубаньэнерго несколько раз устраивали автопробег «Дорога памяти» по маршруту Красная Поляна – Сочи – Дагомыс – Лазаревское – Туапсе. А однажды легендарное Знамя Победы было поднято на вершину горы Фишт, на высоту 2850 метров над уровнем моря.
В Кубаньэнерго отлично развито чувство локтя, товарищеской заботы и поддержки. Когда летом 2012 года в городе Крымске произошло страшное наводнение, без крова, документов и денег остались семьи 88 энергетиков. В первые же дни после трагедии энергетики Юго-Западных электрических сетей обошли каждый двор, побывали в каждой семье, выяснили первоочередные нужды пострадавших людей и оказали коллегам жизненно необходимую помощь.
Энергетики – не только отличные работники, но и сторонники здорового образа жизни. В Кубаньэнерго любят спорт и активно внедряют его в жизнь коллектива.
Благодаря социальным акциям достигается очень важная цель – формирование надежного коллектива. Все работники Кубаньэнерго знают, что в любой момент они могут рассчитывать на помощь своих коллег по работе, на поддержку руководства предприятия, профсоюзной организации, молодежного совета и других общественных организаций. Именно такое чувство взаимной помощи помогает сотрудникам Кубаньэнерго добиваться отличных производственных результатов, решать самые важные задачи, которые ставит перед энергетиками наша великая страна!